Иван АЙВАЗОВСКИЙ. 200 лет со дня рождения

0000001

688086

Конечно, такое грандиозное событие пропустить нельзя.  053 0Мы с мужем посетили  выставку. Впечатления передать невозможно, там надо быть!

Четыре часа мы  путешествовали  по морям, каждый по своему маршруту.  Я начала  от центра  – картины «Девятый вал».  Муж пошёл по внешнему кругу.  Когда мы встретились,  он спросил: «А где девятый вал?»

К этой картине я возвращалась несколько раз, наблюдая  за морем с разных точек выставочного пространства.  Прислушивалась к диалогам.   Вот  две женщины средних лет тихонько беседуют, не замечая окружающих.  «Ты думаешь, они спасутся?», — с тревогой спрашивала одна. «Конечно,  спасутся (пауза)  с Божьей помощью»,  —  ответила  другая  не очень уверенно.

И ещё  подслушала  один диалог.  Я присела отдохнуть.  Слева можно было созерцать картину «Сотворение мира».  Рядом две дамы обсуждали её.  Одна из них несколько раз подходила к картине и, возвращаясь к подруге, убеждала её, что  видит образ.  Другая говорила, что ничего она не видит.49869

Разные люди были на выставке. Много молодёжи —  группами, парами. Беременные женщины. Молодые мамы с грудными детьми, которые мирно спали в специальных сумках, как у кенгуру.  Маленькие детишки от 2-3х лет. Много пожилых семейных пар, поддерживающих друг друга.  Дети в колясках. За четыре часа я не услышала ни плача, ни детского крика, хотя детей было много.  Движение людей,  словно морское течение в ясный  солнечный день.  Лёгкий гул голосов, как  свежий ветерок.

i538704Каталога выставки не было, только маленький буклет.  «Жаль, что нет хорошего каталога»,  — подумала я, но когда мы вышли из зала, как раз привезли книги.   И мы купили  роскошное  издание — «Айвазовский».  Так бывает,  что желания исполняются сразу.

Без названия

Огромная благодарность организаторам выставки.  Всё  на самом высоком уровне.    А книга —  просто шедевр.  Прекрасная бумага и полиграфия.  Жизнь художника изложена в академическом стиле со ссылками кто,  где, когда и что написал. Всё можно проверить. Даже копия жалованной грамоты Александра II  вложена в книгу.  Уникальное издание!

Далее я хочу вернуться к событиям сентября 2015 года.  У актёра театра и кино, писателя, поэта – Валентина Гафта  в это время был  юбилей.  На встрече со зрителями он читал свои  произведения.  Сильные стихи – размышления о жизни.   Он   непревзойдённый мастер эпиграмм с  тончайшим  юмором на грани сарказма.

Стихотворение «Чёрный квадрат» зацепило своей непостижимостью.  Известная картина  Казимира Малевича — ну что в ней такого?  Есть множество  полотен великих мастеров, которые действительно,  производят сильнейшее впечатление,  и к ним стремишься возвратиться не раз.

В 2015 году отмечался  100 – летний юбилей картины «Чёрный квадрат», и  в телевизионных новостях сообщили, что к этой  дате реанимировали спектакль «Победа над Солнцем». К  спектаклю, 100 лет тому назад, Малевич  создал  эскизы декораций. Отсюда  истоки  «чёрного  квадрата».  В интервью один из деятелей культуры  сказал: « Мы насмотрелись  на «Чёрный квадрат», который заслонил от нас Солнце.  Пора вернуть  нам Солнце».

Да, кстати, столетие  назад и Чёрные дыры приоткрыли физикам своё гравитационно-притягательное личико в  пространственно- временной области вселенной.

«То, что внизу, — подобно тому, что вверху. А то, что вверху, — подобно тому, что внизу. И это надо знать для того, чтобы обрести познание наичудеснейшего Единого!», — сказано ещё  в «Изумрудной скрижали» Гермес Трисмегиста.   Воистину, ничего случайного, ибо «Случай – псевдоним Бога, когда он не хочет подписываться собственным именем», —  писал Анатоль Франс, Нобелевский лауреат по литературе.

13 сентября 2015 г. было  солнечного затмение.  В этом сильнейшем творческо-энергетическом  потоке и проявился  ритм

      НЕПОСТИЖИМОСТЬ

«Непостижима чернота
Сверхгениального  квадрата» В. Гафт

Художник в сумерках начал
Картины   холст загрунтовал.
И белый лик с волнением
Застыл пред  вдохновением.
Идей пленительный  туман,
Мозаик зрительный обман,
Порыв души,  мятеж  ночей
В мерцанье храмовых свечей.
Стремленье нереальной мысли
К соитью  с красками и кистью.
Из вечности иной основы
Всё  белизна принять готова.

И расступился пласт веков.
Вулкан, проснувшийся готов,
В последний день Помпеи,
Оставить город  тенью.
Всех опалил Везувий
Трагедией безумной.
И  жизни уходящий вздох,
Отобразить художник смог.
Помпеи на его картине
Живут и здравствуют поныне.
В веках были накрыты лавою,
Ну, а художник вечной славою.

Сам маринист девятый вал
Смог  пережить, и написал
Стихии вой и ярость волн,
И в щепки разнесённый чёлн.
Огнь, пепел, лава  и вода —
Безумства страшная беда.

Но что в природе катаклизм,
То на полотнах  реализм.
Наскучил  классицизм  натуры,
И появились новые фигуры.
Искусства авангардного икона,
В Квадрате —  черноликая  мадонна.Всю  ослепительную  суть
Изломы  – трещинки  несут,
Состарив за сто лет  картину,
Судьбы  рисунком паутинным.
Порой, на очень краткий миг,
Квадрат сей проявляет лик,
Сто лет назад рождённый,
Совместно  с дырой  чёрной.
Что наверху – внизу лишь тени,
Узреть то может, только гений.
Квадрат – граница  зла и бедам,
Добро бескрайне в мире белом.

Жизнь  наша не черна, и не бела,
В оттенках серости  пульсирует она.
А гении творят цветными струнами,
Кистями из лучей вселенной струйной.
Не удался сюжет,  закрась  квадратом —
Из геометрии предмет, не плагиат он.

^EE924AF46CDCDE137A6D4A9247497FAB921C756F726AAE1C26^pimgpsh_fullsize_distr
                           Галина Звягина

“Чёрный квадрат” Казимира Малевича – считается  иконой  русской  авангардной живописи.  Смысл “Чёрного квадрата”,  по утверждению  специалистов,  неотделим от времени его создания.

Картина написана Малевичем 21 июня 1915 года. Это  было время пика развития авангарда в русской живописи,  время  революций, и  больших перемен во всех сферах жизни.  («Казимир Малевич. Черный квадрат.» История и смысл картины».  Людмила Велигорская )

Трудно удержаться, чтобы не привести народное высказывание в тему: «Пять раз из музея был похищен «Черный квадрат»  Малевича… и пять раз сторожу дяде Васе удавалось восстановить эту картину до рассвета…»

Почему  в ритме «Непостижимость» проявились  картины «Последний день Помпеи» и «Девятый вал»?   В Русском музее  Санкт – Петербурга, где мы были не раз,  эти картины  размещены в одном зале друг  против друга. Возможно,  в этом причина. Не знаю. Может,  на противостоянии двух стихий – огня и воды.  В огне невозможно выстоять, а в воде —  есть шанс для сильных людей с верой в высшие силы.

preview-650x341-98-1457959353

 «Картина  Брюллова «Последний день Помпеи» может называться полным, всемирным созданием. В ней всё заключилось»,  — писал  Н. Гоголь.В ночь с 24 на 25 августа 79 г. н. э. извержением вулкана были разрушены города Помпеи, Геркуланум и Стабия.

Едва полотно было завершено, римская мастерская Карла Брюллова подверглась настоящей осаде. « Весь Рим стекался смотреть мою картину»,  — писал художник.

В  Милане в 1833 г.  «Помпея» буквально потрясла публику.  Хвалебными рецензиями были полны газеты и журналы.  Брюллова называли ожившим Тицианом, вторым Микеланджело, новым Рафаэлем…

В честь русского художника устраивались обеды и приёмы, ему посвящали стихи. Стоило Брюллову появиться в театре – зал взрывался овациями. Живописца узнавали на улицах, закидывали цветами, и порой чествование заканчивалось тем, что поклонники с песнями носили его на руках.

В 1834 г.  картина, по желанию заказчика, промышленника А.Н. Демидова, была выставлена в Парижском Салоне.  Она удостоилась золотой медали французской Академии изящных искусств.

1358208458_kartina-posledniy-den-pompei

^B796E8DD9278987CA7520C491CCBD0FFB03270C46FAFC1984D^pimgpsh_fullsize_distr

Картину «Девятый вал» И. Айвазовский закончил в 1850 году.  Художник выставил её первый раз в Москве. О ней ходили легенды. На «Девятый вал» приходили смотреть по многу раз, как когда-то на «Последний день Помпеи». ( «Повесть о художнике Айвазовском» Л. Вагнер)

58211

Коротко  о жизни И. Айвазовского из этой книги:

—   Жизнь Айвазовского в Феодосии была на виду. Он не уединился в своем большом красивом доме, а широко открыл его двери. Каждый , кто желал  мог посмотреть его новые картины или побеседовать с художником.

—  Прошло десять лет с тех пор, как Айвазовский впервые выставил свои картины в Академии художеств. Эти картины видел тогда Пушкин. Поэт обласкал юного художника. С этого момента Айвазовский вел счет своим годам в искусстве.

— Он стал необыкновенным мастером морской живописи. Такого до него в России не было, не было и за границей.  Академия художеств отметила его заслуги. В марте 1847 года Совет Академии определил, что он заслуживает звание профессора в части живописи морских видов. Айвазовскому не было тогда еще полных тридцати лет.

— Только в картинной галерее Ватикана царь обратил свое благосклонное внимание на произведение русского художника. Это была картина Айвазовского «Хаос», приобретенная римским папой несколько лет назад. Царю льстило, что картина воспитанника его императорской академии художеств находится в галерее владыки всего католического мира. Тут же Николай про себя решил приблизить к себе Айвазовского.

— Император был взбешен: не удалось заставить служить трону Пушкина, Глинку; дерзко и своевольно поступает Брюллов, ему уже докладывали, что художник задумал просить отпустить его в чужие края, якобы лечиться.  А теперь еще Айвазовский улизнул за тридевять земель, на самую окраину империи… Кто же прославит его царствование? 

— В Петербурге умер Белинский, не прожив,  и сорока лет. За последние годы много близких людей ушло из жизни.  Но смерть Белинского особенно поразила его.

—-Айвазовский с болью в душе вспоминал, как было ему до слез жаль этого полного духовных сил и жажды работы, но уже приговоренного к смерти, тяжелобольного труженика. Как много благородных, прекрасных мыслей внушил ему Белинский во время горячих споров!

—- Айвазовский закрылся от всех в мастерской. Дни шли, но он не прикасался к палитре и кистям. Он подолгу сидел в кресле с закрытыми глазами.  Вспомнилась юность: странствия в чужих краях по морям и океану.

—Самое страшное —  круговорот валов. Он может накрыть их и похоронить в пучине в любую минуту.  Главное выдержать до утра. Дождаться солнца. Солнце – лучший друг человека. Оно укротит эти бешеные валы. Но они выдержали. Они дождались утра, солнца. Кончилась страшная ночь. Солнечные лучи расцветили тяжёлые волны всеми цветами радуги. Свет, солнце вступили в союз с людской волей. Жизнь, люди победили  хаотичный мрак ночной бури в океане. Хвала Человеку! Слава Жизни!

0_1421a9_8a3ab961_orig

Свою картину Айвазовский назвал «Девятый вал». Она была окончена в 1850 году.

Эта  статья открывает новую рубрику  «ТВОРЧЕСТВО – МОМЕНТ СОЗДАНИЯ  БУДУЩЕГО В НАСТОЯЩЕМ»  

В завершении статьи,  я позволю  небольшое  размышление  о современных художниках. В  сентябре 2015 года в Москве  было  много различных выставок.  Об одной из них  я узнала из газеты «МЕТРО».  В галерее на Солянке в рамках 6-й  Московской биеннале современного искусства   был представлен   необычный художественный проект под названием «Художники в загоне». В честь 75-летия  американского художника Вито  Аккончи,  восемь художников решили семь дней по вечерам запираться  в небольших комнатах, в которые могут заглянуть зрители.  Обязательное условие эксперимента – участники должны быть полностью обнажены.

Журналист Дарья Буянова поговорила с каждым художником.  Вот что они ответили.

59719_640

Алексей: «Когда подходят зрители, мы воспринимаем их, так  как будто  смотрим из мира искусства. И он кажется намного ярче. Если в обычной жизни ты боишься отклониться от нормы, то в этом мире можно себе многое позволить».

Молодые люди непринуждённо болтают об искусстве, изучают собственную реакцию на происходящее и реакцию зрителей. А главное  — обсуждают тех одетых, кто заглядывает к ним через проём.

«Я бы хотела увидеть в таком проекте Льва Толстого,  чтобы он  по – честному говорил свои желания, потому что мне кажется, что Лев Толстой страдал тем, что он очень много проецировал на других людей. Обвинял всех вокруг. Мне кажется, ему было бы неплохо вот так посидеть», — говорит Александра. Их художественная работа называется «Как я ненавижу робость свою»

Елена и Анастасия  решили использовать наготу, как повод рассказать красивую историю о святой Агнессе. « На мой взгляд, каждый человек должен пройти через это», — рассказывает  Анастасия: « Мой знакомый, он учитель, на выставке понял, что ему надоели ограничения, рамки, и он тоже захотел принять участие в перформансе . Оголиться и  хоть голым на входе готов стоять».

Работа Петра –«Чистильщик обуви».  От  Петра видны только ноги. Голые. Отверстие, через которое смотрит  зритель, находится у самого пола. Туда можно просунуть свои ботинки и босой Пётр их почисти. Так он показал, что его искусство служит обществу.

Обнажённая Лиза представляет свою работу под  названием «Гайки». Она сидит среди гаек, загороженная переплетенными трубами. На груди, как крест, висит гаечный ключ. Молча и упорно,  она раскручивает гайки. По словам художницы, это ответ на «закручивание гаек» со стороны правительства.

Максим представляет композицию «Луковка». Он обнажённый балансирует на пластиковых стаканчиках, расставленных на полу, и то включает, то выключает светильники.

Семён экспонирует свой «Мыльный выход». Он выбрал самую органичную обстановку для своей наготы – душ.  Ведь здесь человек всегда оказывается голым, и никого это не смущает. Под душем ему приходиться стоять все пять часов. С помощью этого перформанса Семён смывает с себя  всё бренное и негативное.  (Газета metro   от 22 сентября 2015,  статья «Московские художники разделись ради искусства»  журналиста  Дарьи  Буяновой).  В статье указаны и фамилии художников, но я решила их не опубликовывать.

Захотели  художественно раздеться – пожалуйста. О них пишут в газетах, сообщают в новостной хронике.  И в таком голом виде, они  свободно рассуждают о Льве Толстом!  Ещё бы посоветовали  обнажиться  Наташе Ростовой  на первом балу, чтобы  робость быстрее прошла.  Если  эти современные художники,  так ненавидят  робость свою, то обратились бы к психологу или психиатру, пока  состояние их здоровья  не превратилось в необратимый процесс.

И о какой цензуре недавно  говорил Константин  Райкин, ссылаясь на своего папу  с его цеховой солидарностью? Сколько же злобы и ненависти в его речи на съезде Союза театральных деятелей России: «…мы все родом из советской власти. Я помню этот позорный идиотизм.»  Но папа Кости прекрасно устраивался  в этом «идиотизме», не будь его,  чем бы он занимался?  Конечно, надо отдать  дань уважения таланту  Аркадия Райкина.  Он  был политкорректен к власти  и интеллигентен на сцене.6eO1WNjn_Zu-s9RGuS89Pw

«Умная власть платит искусству за то, что искусство перед ней держит зеркало и показывает в это зеркало ошибки, просчёты и пороки этой власти»,- декларирует Константин Райкин. 

И ещё одна цитата из пламенной речи К. Райкина: «Я сейчас слышу: «Это чуждые нам ценности. Вредно для народа». Это кто решает? Это они будут решать? Они вообще не должны вмешиваться. Они должны помогать искусству, культуре».   

Должны?  Допустим. А что должны вы?  Напомню  словами Ромен Ролана: « Театр должен просвещать ум. Он должен наполнять светом наш мозг… Пусть же учат народ видеть вещи, людей, самого себя и ясно судить обо всем этом. Радость, сила и просвещение — вот три условия народного театра».7030af4d849f898adbf5640117ae80a7__1440x

Кто платит, тот имеет полное право вмешиваться.  Недавно  в Крыму президент подарил председателю правительства РФ картину «В цеху».  Это не только ему, а  сигнал всем – в цеху трудиться надо каждому на своём рабочем месте.

И если Константин Райкин говорит о разобщённости  среди театральных деятелей, о мерзкой манере – клепать и ябедничать друг на друга и доносить, то абсолютно ясно —  кому, в первую очередь,  полезно  чаще смотреть в зерцало.

                                                                                                               Галина Звягина

vystavka-aivazovskogo-1024x256_mini

Loading Facebook Comments ...

Добавить комментарий

Top
Сайт размещается на хостинге Спринтхост
%d такие блоггеры, как: