Музыка – полотно для проекции нашей личности

Музыка стимулирует зоны удовольствия. Психологи канадского Университета Макгилла доказали, что музыка стимулирует в нашем мозге активность центров удовольствия, которые обычно сигнализируют нам о приятных вкусовых или сексуальных ощущениях.

Любители музыки поделились своими впечатлениями:

«Самые солнечные звуки в мире звучат в Cкрипичном концерте Чайковского!», — утверждают одни.

«По утрам я всегда вставала с трудом.  Но с тех пор, как вместо будильника у меня включается диск Луи Армстронга, уже после первых тактов «What a Wonderful World» я улыбаюсь, и день начинается радостно», — сообщают другие.

Философ Григорий Померанц поведал: «Мне доставляет огромное внутреннее удовлетворение слушать Баха или Моцарта. Хотя это не было дано мне от рождения, этого не было и в традициях семьи.

И вот, в шестнадцать лет, посмотрев впервые фильм «Чапаев»  – я был потрясен фрагментом из «Лунной сонаты» Бетховена, которую там играл белогвардейский полковник.  И в этот момент я понял, что есть огромный мир, дающий человеку массу радостей, в который я обязательно должен войти. Процесс втягивания в классическую музыку был очень сложным и долгим, он продолжался до тридцати с чем-то лет».

В сложные моменты жизни, это может показаться странным, но не весёлые вещи, а грустные,  например, «Последняя осень», может чудесным образом преобразовать страдание в печаль. Музыка делает нас умнее,  пробуждает наше сознание, открывает  пространство, в котором мы  испытываемые  эмоции способные расширить горизонт нашего мышления.

«Без музыки жизнь была бы ошибкой», – писал Ницше. Она, как муза и вдохновительница, сопровождает многих творцов и исследователей.

Музыка нас защищает. Она  словно шапка-невидимка, способна мгновенно оградить от излишнего общения на улице, стоит только надеть наушники и включить плеер.

Музыка гармонично  затрагивает самые глубины нашего подсознания. «Вчера по радио я услышала увертюру Дунаевского к фильму «Дети капитана Гранта», – рассказывает Елена. – Это вызвало у меня прямо-таки флэшбэк: я увидела себя десятилетней девочкой в зале кинотеатра «Сокол», где я впервые посмотрела этот фильм. Мне было так хорошо!

Мне 56 лет, но такого ощущения счастья я не испытывала с детства».
Музыка – это один из способов познать себя. Через неё осуществляется связь с бессознательным, т. е. она как проводник. «Музыка, которая нравится и подходит нам в данный момент, – самый короткий путь к своей индивидуальности», – убеждена Светлана Кривцова. – Это возможность почувствовать: я такой, какой я есть. Она требует открытости и сама эту открытость усиливает.

Музыка – это полотно для проекции нашей личности. Поэтому в ней мы так пристрастны. Она – драгоценная возможность глубоко прочувствовать эмоции, которые мы обычно подавляем в нашей повседневной жизни».

Музыку не сочиняют, её пишут. И стихи пишут и картины не рисуют, а пишут.

Стихи – это тоже музыка, но только звучащая словом.  Стихи – это  картины, только написанные словом!  Язык музыки, это такой же язык, как например русский язык, то есть средство выражения. В мире творчества всё взаимосвязано. И когда мастера кисти и пера открыты для восприятия всего музыкального наследства, то и их произведения остаются в веках.

Сейчас экспромтом  вспомню по строчке из  известных стихов.  Прочитайте их, и вы  услышите музыку, или увидите пейзажи или, давно забытые, события вашей жизни. Возможно, они вызовут и у вас флэшвэк, как  у той десятилетней девочки Лены.

Флэшбэк – ( англ. Flash – вспышка, озарение; back – назад),  обратный кадр – в искусстве – художественный приём, временное прекращение повествования сюжетной линии с целью демонстрации зрителю событий прошлого. ( из Википедии).

Я помню чудное мгновенье.
Мороз и солнце день чудесный.
Люблю грозу в начале мая.
Ах, лето красное, любил бы я тебя.
Осенняя пора очей очарованье.
И снова бой, покой нам только снится.
Ветер, ветер ты могуч, ты гоняешь стаи туч.
Ведь были схватки боевые, да говорят ещё, какие!
 

Ярким примером значения музыки, является  творчество талантливого художника Константина Васильева. Очень сложная жизнь. Непризнание,  запреты и критика «собратьев» по кисти. Трагический, ранний уход  из жизни, при странных обстоятельствах.

Мало сказать,  что я люблю работы этого художника. Он мне близок по духу. И печаль от потери не проходит.   Репродукция   его   последней    картины «Человек с филином», которую он завершил за несколько дней до трагедии, на стене в моей комнате. До 2007 года картина была в  моём  рабочем кабинете.

Огромным источником вдохновения для этого художника всегда была музыка.  Некоторые картины Константина Васильева иллюстрируют произведения великих мастеров. Он создал графический цикл работ к опере «Кольцо Нибелунгов» Рихарда Вагнера, портреты великих композиторов: Шостаковича, Римского — Корсакого, Бетховена, Скрябина.

Один из основных принципов художника: чтобы живопись была музыкальной, а музыка — «живописной».  Его стиль работы очень индивидуален – каждую свою работу он писал под музыку. Художника вдохновляли песни, наполненные живой энергетикой, несущие в себе печать человеческого разума и чувств. Это русские народные песни,  классика (особенно он любил Шостаковича),  военно-патриотические песни, которые появились во время войны. Возможно, поэтому к его картинам хочется прислушиваться.
Он собрал целую коллекцию грампластинок, всё это была традиционная классика: Чайковский, Вагнер, Шостакович, Бах и др.

Размышляя о таланте музыкантов, он напишет их графические портреты.  Много позже произойдет встреча художника с Шостаковичем, тогда Васильев подарит композитору его портрет, и Шостакович будет поражен психологической точностью изображения.

В 1963 году эти графические работы были представлены в Московском Манеже в рамках выставки Казанских художников. Многие серьезные профессионалы-музыканты, увидев эти портреты, написанные рукой какого-то провинциального художника, вдруг открывали для себя нечто новое в музыкальном наследии великих композиторов.

Свой вклад в становление мировоззрения художника внесли и произведения великих писателей и поэтов: Ф. М. Достоевского, А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева.

Один из лучших поэтов 20 века Денис Коротаев  посвятил Константину Васильеву стихотворение «Гуси – Лебеди», в последствие, ставшее песней « Эта дивная страна».  Денис —   выпускник МФТИ, кандидат физ – мат наук, Член Союза Писателей с 1994 года, Лауреат Национального Всесоюзного конкурса поэзии имени Сергея Есенина.

ГУСИ — ЛЕБЕДИ    Константину Васильеву 

Гуси-лебеди летят,
По-над краешками сосен.
В желтый бархатный наряд,
Перекрашивая осень.
Обнимая тишину,
Что-то шепчет сирый ветер…
Эту дивную страну,
Не сыскать на белом свете,
Не найти по словарям,
Не спросить у очевидцев:
Обернешься — и она,
В сизой дымке растворится…
Но в любые времена,
Зла не помня, не покинет,
Эта дивная страна,
Эта вечная Россия.

8 августа 2003 года Денис Коротаев погиб в автокатастрофе. Ему шёл тридцать седьмой год. А Константин Васильев погиб трагически на тридцать пятом году жизни .  О фатальных датах и цифрах есть пророческая песня у Владимира Высоцкого.

С меня при цифре 37 в момент слетает хмель, —
Вот и сейчас — как холодом подуло:
Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль,
И Маяковский лег виском на дуло.
Задержимся на цифре 37! Коварен бог —
Ребром вопрос поставил: или — или!
На этом рубеже легли и Байрон, и Рембо, —
А нынешние — как-то проскочили.

Проскочили, но не все.  Это  вечная Россия, где:  «Кто кончил жизнь трагически, тот истинный поэт….»,-  как писал Владимир Высоцкий. И они и  сам, к сожалению, «проскочил» совсем немного.

Таинственная сила музыки

 

Top
Сайт размещается на хостинге Спринтхост
%d такие блоггеры, как: