ИЛЬЯ ГЛАЗУНОВ: «Горжусь тем, что служил Богу, России и Совести»

«Каждому человеку необходимо знать, кто он и откуда. Память о своих корнях делает человека достойнее и сильнее. Лишить его знания прошлого — это значит лишить его понимания настоящего и будущего».   Так говорил   российский художник-живописец Илья Глазунов. Он умер на 88 году жизни, 9 июля 2017 года.  Дочь художника Вера Глазунова сообщила «Интерфаксу», что причиной его смерти стала сердечная недостаточность.

Талант Ильи Глазунова многогранен.  Всего художник создал более трёх тысяч картин.      Самыми известными его работами исторической тематики стали «Вечная Россия», «Мистерия XX века», «Разгром храма в пасхальную ночь» и «Великий эксперимент».

Он блестяще иллюстрировал произведения русских классиков. Оформлял постановки известных опер и балетов. Создал множество портретов известных людей нашей планеты.

Глазунов организовал и возглавил в 1981 году Всесоюзный музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве. Спустя шесть лет по его инициативе была создана Российская академия живописи, ваяния и зодчества. Глазунов был бессменным ректором академии на протяжении 30 лет.

Вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию. Холст, масло,1980, 250 на 500

ЮНЕСКО предложило русскому художнику Илье Глазунову создать панно, отражающее вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию. Это был акт высокого международного признания его творчества.  Французские критики отметили, что ЮНЕСКО приглашали лишь трёх художника с мировыми именами — Мирро, Пикассо и Глазунова.

Задача была сложная. Как на одной картине отразить масштаб многовековых свершений более сотни народов и народностей, населяющих Российскую империю, а тогда СССР,  раскинувшийся на шестой части Земли?  Художник нашёл блистательное решение, представив хрестоматийные узнаваемые образы великих учёных, деятелей культуры и искусства  разных национальностей,  а также плоды их творческого гения, проявившегося в разные времена.  Он создал образ воплощенной мощи своего Отечества в протяженности исторического бытия.

Это произведение Глазунова, вызвавшее большой резонанс мировой общественности, было передано советским правительством в дар ЮНЕСКО и заняло место в одном из холлов штаб-квартиры этой организации в Париже.

Ее Генеральный секретарь, выступая на церемонии передачи панно, сказал: «Мы уверены, что все, кто придет в ЮНЕСКО — мужчины, женщины, молодежь,— стоя перед этим творением, почувствуют заключенный в нем гуманный смысл, вдохновляющий на развитие творческих возможностей во имя счастья людей, мира и справедливости».

Несмотря на международное признание и несомненный талант, художника,  трудности  и трагедии  не обошли его стороной.

Мистерия XX века. 1999. Холст, масло. 300 х 800.

Картину «Мистерия XX века» по своему действию можно сравнить со взрывом атомной бомбы.  Ее первый вариант был написан в 1977 году, когда советское искусство захлебывалось от верноподданнической любви к Ленину, Хрущеву, КПСС и было строго ограничено рамками лжи социалистического реализма. Художник выполнил титаническую работу, показав на своей картине через конкретные образы людей, апокалипсическое бытие XX века.

Каким надо было обладать гражданским мужеством и неустрашимостью, чтобы в те времена тоталитарного террора показать  эту бескомпромиссную правду! Более того, художник отказался от долго ожидаемой выставки, но не снял с экспозиции по требованию руководящих чиновников «Мистерию XX века».  Были угрозы со стороны ЦК партии, Министерства культуры и официального Союза художников.  Его готовы  были выслать  из Советского Союза, как был выслан А. И. Солженицын, которого он дерзнул показать на картине в арестантской одежде.

Художник был тверд до конца. Он так и не открыл свою выставку. Лишь один голос перевесил при голосовании в ЦК партии за отмену высылки Глазунова за границу.     Фотографии с этой картины расходились по необъятному тогда Союзу Советских Социалистических Республик. Многие западные журналы печатали ее репродукции с подзаголовком: «Картина, которую никогда не увидят русские».  И только спустя  много  лет, в дни перестройки, зрители увидели ее на выставке художника в Московском Доме молодежи.

О Глазунове можно говорить бесконечно.  Будут и говорить, и писать, и  помнить. И, возможно,  размышлять  около его картин о причастности своего рода к истории России, внимательно рассматривая  образы Мистерии ХХ века.

Давайте послушаем живое слово Ильи Сергеевича Глазунова из его книги «РОССИЯ РАСПЯТАЯ».

  • «Каждому человеку необходимо знать, кто он и откуда. Память о своих корнях делает человека достойнее и сильнее. Лишить его знания прошлого — это значит лишить его понимания настоящего и будущего».
  • «Горжусь тем, что более чем за тридцать лет своей творческой деятельности служил Богу, России и совести».
  • «Мою душу всегда наполняло особым чувством сознание того, что сейчас на необъятном просторе Земли все русские, все православные повторяют одни и те же слова молитвы и представляют собой великое единение. Чем достичь его, если отнять у нас Бога? Достичь единения в этом случае возможно, как писал Достоевский, только железной палкой».
  • «Мне всегда было свойственно созерцание чуда жизни, чуда первого снега, тающего на ладони, далёких звёзд в тёмном небе, духовной наполненности небес, меняющих свою краску, и движения облаков, плывущих в далёкие страны… Я любил божий мир».
  • «До чего непостижимо трудно передать настроение неба! Я думаю, что с этой задачей наилучшим образом справлялись те творцы, которые верили в Бога».
  • «Это либерализм открывает дорогу террору и тирании нового порядка. Ведь, придя к власти, сторонники свободы веротерпимости проявляют такую кровавую нетерпимость к инакомыслию, о которой мы знаем из истории последних десятилетий нашего отечества. Да и только ли нашего?»
  • «Я понимаю, что для многих, может быть, было бы гораздо интереснее прочесть, как, например, я писал портреты королей и кинозвёзд, заглянуть в замочную скважину моей личной жизни. Но, думаю, всё-таки важнее понять, как в борьбе и неустанном познании вырастала и крепла моя бесконечная любовь к России, во имя которой я живу и работаю, считая, что и один в поле — воин».

Top
Сайт размещается на хостинге Спринтхост
%d такие блоггеры, как: