ЗАВЕЩАНИЕ ПОТОМКАМ

Если зазвучит фамилия Васнецов, то  сразу проявляются на невидимом экране нашей памяти образы богатырей.  И не просто картина,  а живые  былинные  воины.   Когда мне было  9 лет,  я  приехала в Москву на каникулы к родственникам. Двоюродные сёстры, с образованием МГУ и  1 – го Мединститута,  смеялись над моим  северным говором и неправильными ударениями.

И для повышения  культурного уровня, они  водили меня в разные музеи. Так впервые я посетила   знаменитую Третьяковскую галерею и других  московские достопримечательности.  После каникул, я  ещё долго пребывала под впечатлением картин:  «Богатыри» Васнецова, « Царевна —  лебедь» Врубеля и «Девочка с персиками» Серова.

Богатыри для меня подсознательно стали  эталоном мужской силы, чести и доблести. С тех пор в  памяти начала выстраиваться личная  галерея, которая  пополнялась  не просто образами,  а  впечатлением от  первого знакомства с картиной. Это были и «Девятый вал» Айвазовского,  «Утро в сосновом бору»  Шишкина, «Боярыня Морозова»  Сурикова. А также  «Святой Сергий Радонежский» Рериха,  «Золотая осень» Левитана, « Лунная ночь на Днепре» Куинджи. Да, и  «Бурлаки на Волге» Репина. «Грачи прилетели»  Саврасов, «Московский дворик» Поленова.  И  «Тройка» Перова, «Троица» Андрея Рублёва, «Видение отрока Варфоломея» Нестерова. Ну, и конечно « Последний день Помпеи» Брюллова, «Неизвестная» Крамского  и другие.  Впечатления  получала в разных пространствах, от « картинки в моём букваре»  и сочинений по картинам из школьной программы,  до музеев и картинных галерей Москвы, Ленинграда, Киева, да и ряда других  российских и зарубежных  городов.

васнецов4.JPG

Недавно, после посещение Владимирского собора в Киеве,  я открыла для себя  религиозную  тематику  наследия Васнецова, которая  отразилась в образцах стенной живописи во Владимирском соборе.

И  фрески, которые  произвели на нас с мужем ошеломляющее впечатление в храме Воскресения ( «Спаса —  на —  Крови»)   Санкт – Петербурга, тоже выполнены по его эскизам. Этими шедеврами, для начала,  можно полюбоваться в 3Д формате на  домашнем  компьютере.   

Виктор Михайлович Васнецов (1848 — 1926)  родился в Вятской губернии в средине 19 века,   в семье священника.   Образование  он получил в духовном училище, а позже продолжил его в духовной семинарии.  Виктор  рос  впечатлительным мальчиком и надолго запомнил сказы и былины, которые слышал   в детстве. Позже все воплотилось в его творчестве.  Наличие  стремления и способностей  к рисованию увидел отец Виктора,  позволив сыну оставить учёбу  в семинарии, и  поступить в Петербуржскую академию художеств.

Уже во время обучения в  академии работы молодого художника начали экспонироваться. С 1893 года он становится действительным членом Академии Художеств России. Самая крупная и значительная картина Виктора Васнецова – «Богатыри». Он долго выбирал подходящие натуры, снова возвращался к былинам и народным сказам  из своего  детства.  К тем дремучим вятским лесам, к девственной природе родной земли. Замысел картины пришел к художнику намного раньше, чем она была написана.

В центре картины верхом на вороном коне  сам Муромский богатырь Илья. Образ уверенности, мощи и  силы. Он вооружён палицей и в руке удерживает копьё. Не всем известно, что Илья Муромец  — реальное историческое лицо.  И его подвиги – это действительные  события.  Впоследствии, закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печерского монастыря. Был причислен к лику святых.

Правее изображен самый молодой богатырь – Алеша Попович. Красив и благолепен этот воин.  В нем пока нет столько силы, как в его товарищах. Но  не боится богатырь сечи.  Вооружение у него легкое – это лук и колчан со стрелами. И стрелы  уже наготове.  К  седлу рыже — золотистой лошади  привязаны Алеша Попович.jpgгусли. Наверняка, во время нелёгких и длинных  походов музыка помогает восстановить  и силы, и душевный покой.

Ну а третьим, на белом коне — Добрыня Никитич. Он  воплощение  знания и культуры русского народа. Он так же силен, как  Илья Муромец, но сила эта в нем потаенная. От него веет  вдумчивостью и
осмотрительностью поступков.  Богатырь  решительно вынимает  меч из ножен, с готовностью бросится в бой,  и защитить  свою родину. Чертами лица Добрыня напоминает самого художника Виктора Васнецова

В картине много мельчайших  деталей, характеризующих образы её персонажей. Упряжки коней, одежда и  амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе.

Васнецов  мастерски передаёт состояние природы, как бы предвещающей о наступлении опасности. Но богатыри представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли.  Образы богатырей сливаются в единый дух – дух русской народности. Картина  выглядит величаво и торжественно.   Исполинские фигуры богатырей и их коней на переднем плане, символизируют силу и мощь русского народа.

Этому впечатлению способствуют и внушительные размеры картины — 295х446 см.
Над созданием своего  полотна  художник работал почти 30 лет. В 1871 году был создан первый набросок сюжета в карандаше, когда Васнецов  был  в Париже.  И с тех пор он увлёкся идеей создания  картины. Как говорил сам живописец, хоть работа и тянулась весьма долго, но  его руки постоянно буквально тянулись к ней.  В 1876 году был сделан знаменитый эскиз, с уже найденной основой  композиционного решения. Работа над самой картиной длилась с 1881 по 1898 год. Готовая картина была куплена П.Третьяковым, и до сих пор  украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве.  

Loading Facebook Comments ...

Добавить комментарий

Top
Сайт размещается на хостинге Спринтхост
%d такие блоггеры, как: