Ещё есть НАДЕЖДА…

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку

( К. Паустовский)

Мы живем в обществе, где многие стали забывать о том, что русские люди владеют величайшим богатством — русским языком.  Это богатство накапливалось, шлифовалось и упаковывалось годами  в человеческие мысли, слова, действия. Конечно, время наложило свои отпечатки на русский язык. Очень легко сегодня понять человека, узнать его умственные способности, моральный облик, характер —  к нему (человеку) надо  просто прислушаться и услышать, как он говорит.  «Язык человека — это его мировоззрение и его поведение» — говорил Дмитрий Лихачев.   А вот язык народа — это показатель его культуры.

В ЛЕНКОМе премьера —  «День опричника». На программке написано:
«Антиутопия по романам Владимира Сорокина «День опричника» и «Теллурия».

В аннотации к спектаклю  написано, что Владимир Сорокин – выдающийся русский писатель.  Не рановато ли   награждать  В. Сорокина такими эпитетами? По отношению каждого человека к своему языку можно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности.

Только наши потомки в праве, лет   через 100 определить останется ли в памяти народной этот писатель,  его мысли, его книги. Сегодня Владимир Сорокин вызывает к себе неоднозначное отношение, но не потому что он большой писатель, открывающий  читателю  «тайны  человеческого естества», а по тому, что его литературный язык далек от классической красивой и грамотной  русской речи. Язык, речь — для современного общества — это оружие, средство общения, убеждения, воспитания. И делать это очень трудно, когда речь обременена мусором, обеднена бранью, матом. Трудно молодежи избавиться от нецензурной лексики, которой восполняется общая неграмотность, бедность словаря и кругозора.

«Помысел, мысль, слово…Магическая сила, тысячелетний опыт прежних поколений заложен в слове. Что несет слово?  Добро, зло, вражду, любовь? Что может слово?  Исцелить, вселить надежду, окрылить, убить, искалечить, привести к вражде, к войне?» — это размышления П.А. Вяземского.  Задаю себе вопрос — что несет слово В. Сорокина читателю? Только разрушение, хаос и вражду.  Его фантасмагорические видения, больное воображение сексуально нездорового человека никак не могут являться продолжателями гоголевской традиции. В каком произведении Н. В. Гоголя, высмеивающего пороки  и язвы общества,  вы найдете   столько пошлости, грязи,  мата?

Актерский состав спектакля — «звёздный», знаменитые и любимые всеми актеры.  Играют великолепно.   Но актеры — люди подневольные, и полностью зависят от власти режиссера, что играть – не обсуждается, лишь бы роль дали.

Хотелось бы понять, доставляет ли удовольствие этим замечательным и очень талантливым актерам произносить  со сцены бессмысленные, труднопроизносимые ругательства, словесный понос, который  льется  из той самой  части человеческого тела, название которой столь часто произносится со сцены.

Главным героем спектакля «День опричника»  не по программке, а по сути происходящего  является фалос.   Весь спектакль о нем говорят, его демонстрируют  в движениях, его любят, им восхищаются.

Вспоминается «Поминальная молитва», «Юнона и Авось», «Безумный день или Женитьба Фигаро» (1993 года), «Женитьба» и многое –многое другое, что сегодня составляет золотую коллекцию российской культуры, что многие века будет хранить человеческая память.

«Слово-враг, слово-лекарь, слово-друг и слово-палач, слово- злодей, слово-вор. Многоликое и многогранное слово. И сами не ведаем, какое великое оружие – слово — дал нам в руки Творец наш»- (П.А. Вяземский).

Полагаю, что спасает спектакль-молитва, обращение к Богородице, которую произносит  вдова Куницына.

Ещё есть НАДЕЖДА

Людмила Ершова

Loading Facebook Comments ...

Добавить комментарий

Top
Сайт размещается на хостинге Спринтхост
%d такие блоггеры, как: