РУССКИЙ ХУДОЖНИК ПАВЕЛ РЫЖЕНКО: «МОЁ СТОЯНИЕ ЗА РОССИЮ»

181602.x

«В живописи я придерживаюсь стиля классического реализма, наиболее глубоко отражающего суть и сам дух исторических событий, интересующих меня как художника, посвятившего свое творчество истории России.

Я предлагаю людям еще раз взглянуть на наше неоднозначное прошлое, полное трагических событий, в которых во всей полноте проявился великий дух нашего народа. Понять, что мы не серая масса, не так называемый «электорат», а народ с богатой историей и самосознанием. Мне хочется верить, что я предлагаю людям альтернативу массовой  культуре, которая заставляет нас забыть о главных вопросах бытия.

Развиваю то, что сделано. Есть мысли о том, чтобы написать 5–6 картин, начав с тем Ветхого Завета, мученичества Христа, гонений христиан в Риме, дойти до современности и соединить всё это с сегодняшним днем. И я знаю, как это сделать», — Павел Рыженко.

c2RlbGFub3VuYXMucnUvdXBsb2Fkcy84LzQvODQxMTM5MDUwMjA4NF9vcmlnLmpwZWc_X19pZD00NjMxNQ==

У талантливого  русского художника Павла Викторовича Рыженко были грандиозные планы, талант и воля для их осуществления. Он многое успел сделать, а вот мечту — соединит всё  с сегодняшним днём,  предстоит  завершить  его современникам, через выставки, форумы и  издания альбомов и книг.  По земной мере он слишком рано ушёл в миры иные. Но оставил  богатое духовное наследие,  и  потомки будут помнить о нём.

«Это был человек Богатырского  склада, сильный духом, после Господа Бога, он больше всего любил Россию. С именем Святой Руси на устах он творил как художник, часов не наблюдая. В возрождение своей отчизны он непоколебимо верил, и именно этой глобальной теме посвящено всё его творчество. Павел не щадил себя и своих сил. Он сражался почти в одиночку. Видит Бог, не ради хлеба куска, но ради Иисуса. Трудно было найти человека бескорыстнее, чем он. Его бессмертный дух  никогда не жил  материальным, но искал горнего. Павел любил творить добро тайно, о чём я как духовник знаю доподлинно. Павел – художник философ. Его полотна будят мысль, перенося в прошлое, устремляют к будущему. Они – о судьбе России.  Мы не потеряли Павла, и он не ушёл от нас.  «Что Бог творит, никому не говорит»… Верим, что Господь ввёл в свой нерукотворный чертог и дал своему рабу палитру с такими красками, которые на земле увидеть невозможно», — произнёс проитерей Артемий  Владимиров, старший священник  и духовник Алексеевского ставропигиального  монастыря,  на кончину заслуженного художника России Павла Рыженко.

«Приблизившись к рубежу своей жизни,  который не смог переступить великий Пушкин, у которого остановились многие, я задаю себе вопрос вопросов: кому я служил? Именно кому, а не чему, и вообще, что есть искусство? Надеюсь, что мои картины разбудят генетическую память моих современников, гордость за свое Отечество, а быть может, помогут зрителю найти для себя единственно правильный путь. И тогда — я буду счастлив выполненным долгом», — так однажды пусть немного пафосно, но очень искренне написал на своем сайте Павел Рыженко.

Заслуженный художник России, выпускник Российской академии живописи, ваяния и зодчества, мастер Студии военных художников им. Грекова, посвятивший свое творчество историческому жанру, он скоропостижно скончался  16 июля 2014 г.

Два месяца спустя, в начале сентября, в Калужской Свято-Тихоновой пустыни открылась выставка, на которой  представлена  масштабная и последняя из работ  Павла Рыженко — двадцатишестиметровая диорама «Стояние на Угре». Увы, уже без художника.

3223Кому же служил Павел своим творчеством? Что для него было искусство? Каким он был художником и человеком?  Эти вопросы мы решили задать его другу и коллеге, художнику Ивану Глазунову. ( Так начинается статья  «Путь художника» журналистки Дарьи Рошеня в журнале Фома № 10 (138) октябрь 2014 ).

Завершающий вопрос  журналистки: «Его будут помнить потомки?» Иван Глазунов ответил: «Современному человеку очень нужно смотреть картины. И не только в Третьяковской галерее и художников прошлого, а именно современных и именно таких, которые отвечают на какие-то важные исторические и философские вопросы: «Кто я? Откуда? Куда я иду?» Паша пытался сформулировать для зрителей, как он понимал, в чем видел ответы. Он сам их искал, болел ими. Я уверен, что такое не забудется и останется. Это будут вспоминать и  смотреть. Уверен, что Калуга будет им гордиться как малая родина Павла Рыженко».1422534493_513411428

Мы недавно были в Калуге в гостях у К. Циолковского.  Для   Оптиной   Пустыни выбрали будний день, когда бывает меньше паломников.   Тишина, чистота, деревья в осеннем наряде рядом с цветущими хризантемами и розами, создавали  иллюзию рая на земле. И только праздничный перезвон колоколов, нарушив  безмолвие, возвестил о привнесении  крестным ходом из города Козельска Калужской чудотворной иконы Богородицы. Присоединившись  к крестному ходу,   в  монастырском соборе после  богослужения, мы  прикоснулись к святыне. Икона редкая. На ней Богоматерь без младенца в монашеском одеянии читает книгу.

В  завершение  путешествия  побывали и в Тихоновой Пустыни и Музее – диораме «Великое стояние на Угре», который был открыт недавно.  На открытие приезжал сам Патриарх Кирилл.   В диораме показаны  военные действия, которые произошли  в 1480 году между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III в союзе с Крымским ханством. По мнению большинства советских и российских историков,  был положен  конец монголо-татарскому игу на севере и северо-востоке Руси, где оно держалось дольше всего. Окончанием Стояния принято считать дату 11 ноября, когда хан Ахмат навсегда покинул русские земли, и наше государство стало полностью независимым. Именно с этим событием связано становление суверенного Российского государства.

Мы  с интересом послушали рассказ о далёкой истории  земли русской, о значении  чудотворной иконы Владимирской божьей матери, которая по преданию трижды спасала  нашу землю.   Поэтому  три раза  в год прославляют  чудотворный  образ Владимирской Божьей  Матери – спасительницы святой русской земли.  Экскурсовод особо отметила заслугу художника Павла Рыженко, который в течение  десяти лет   собирал  исторический материал и готовился к этой сложной и важной работе.   А выполнил  он её всего  за несколько месяцев, незадолго до своего ухода с нашей планеты. Для себя Павел называл эту работу, да и всё своё творчество «Моё стояние за Россию».

27 ноября 2016 завершилась очередная  выставка  работ Павла Рыженко «Судьба Державы».   Она проходила в  галерее художника Дмитрия Билюкина «Царская башня» , которая находится в историческом здании Казанского вокзала в Москве.

Лет десять тому назад,  мы  были  в гостях у Дмитрия  в мастерской.   Нас пригласил его друг – редактор газеты «Мостеплоэнерго».  Из всех  полотен, мне  душу тронула картина  Дмитрия  Билюкина «Живая вода».  Неяркая северная природа – ландшафт, очень похожий на тот, где прошло моё детство.  По деревянному жёлобу  стекает вода – прозрачная и холодная, как из святых источников.  Но струйка тоненькая — тоненька, вода вот – вот иссякнет. Это последние капли надежды, что Россия возродится.  Было состояние обжигающего  холода.

Картины  Павла Рыженко  обжигают глубинным прошлым —  смутными видениями и   пронзают холодом  до мурашек. Его полотна созданы не только кистью, а и духом  жизненной  энергией,  душой и сердцем  художника.  Эти  уроки будущего не просто понять.

В одном из интервью,  у Дмитрия Билюкина спросили: «Какое будущее ждет русское классическое искусство при сегодняшнем-то засилье постмодерна?»  И он коротко ответил: «Именно классическое искусство лучше всего воспринимается зрителем, такой уж у нас менталитет.  Это искусство вечно, в России оно не может устареть».

Мы с мужем посетили выставку в один из последних дней. А в самый последний день  и пятилетняя внучка Маша с мамой  тоже побывали  в галерее.

DSC00910

Экскурсию по выставке ведёт   Анастасия Рыженко, раскрывая зрителям глубинный смысл картин супруга. Она по образованию искусствовед, и творчество мужа  было смыслом её жизни. Экскурсии Анастасии очень личные,  эмоциональные, интересные,  не похожие одна на другую. Её можно слушать вновь и вновь, глубже проникая во внутренний мир  полотен художника.


Посетители выставки — это своеобразный срез нашего общества. От маленьких детишек, до старушек с двумя норвежскими палками и рюкзачком за спиной.  Бабушка с внуком  перед картиной  тихонько беседуют. Много молодёжи. Группа суворовцев лет четырнадцати.  Одинокие люди подолгу сидят перед картинами.   Батюшка – представитель  духовенства  внимательно читает текст, сопровождающий каждую картину.  Дамы среднего возраста, в основном парами, эмоционально обмениваются впечатлениями.

В работах Павла  видны  важнейшие вехи прошлого.  Его картины   уже сейчас  оказывают влияние  на современную историю  через осмысление российских событий прошедших веков. Живописные полотна художника  продолжают обретать своего зрителя на просторах России.

Эти картины, как лакмусовая бумажка, покажут нравственное состояние общества в настоящий момент. А документальный фильм, посвящённый художнику и его наследию,  можно посмотреть на нашем сайте РИТМ СЕМЬИ.

 

 

Loading Facebook Comments ...

Добавить комментарий

Top
Сайт размещается на хостинге Спринтхост
%d такие блоггеры, как: